Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику ТИМ

Материал для книги дала богатая психоаналитическая практика автора. В ней делается мужественная попытка, вооружившись знаниями глубинной психологии и философии экзистенциализма, понять человека, понять самого себя. Человек неисчерпаем, его самопознание ограничено, так как духовная сущность личности лежит за ее пределами. Любое самопознание человека приближает его к Богу, оно мучительно, печально, требует смелости и убеждает в собственном бессилии. И все же без таких попыток познать самого себя и совершить свободный выбор для своего становления и своей истории невозможна духовная жизнь человека. История человека и человечества — это борьба за свободный, осознанный выбор, это тяжкий, но необходимый путь познания, начавшийся тогда, когда человек, преступивший запрет, был изгнан из рая и ценой своей жизни, отказавшись от бессмертия, приравнял себя к Создателю.

ЧАСТЬ . КЛИНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ШИЗОИДНОЙ ЛИЧНОСТИ

Джордж Элиот, Дэниэл Дерондас. Карл Абрахам, Избранные труды по психоанализу, с. Мне также приятно выразить свою признательность преемникам Дикса на посту декана факультета психиатрии Лидского университета. Профессора МакКэлмэн, Харгривз и Хамильтон предоставили мне свободу в проведении долгосрочного исследования в области психоаналитически ориентированной психотерапии. Значительная часть используемого в книге материала была собрана в ходе клинической работы на этом факультете.

Мне хотелось бы также поблагодарить д-ра Дж.

Те, ктопроходит депрессивную позицию, избавляются от него, те, кто страх преследования, а соответственно и слишком сильные шизоидные.

Самосохранение занимает все помыслы, благодаря этому потребности обнаруживаются с трудом. Отстраненность позволяет скрыться от внезапного вторжения и притязаний, а подозрительность делает эту скорлупу более надежной и непроницаемой. Обесценивание шизоида особое, оно с привкусом утраты и горечи. Можно либо торопиться, проскакивать все что ощущаешь и чувствуешь — не замечать и делать все быстро, либо закрыться и не высовываться.

Причем, чем ближе опасность"обнаружения" и приближения, тем сильней нарастает напряжение и неясное раздражение из чего и подпитывается подозрительность и пассивная агрессия личности с шизоидной акцентуацией. Они могут быть милы внешне, но холодны внутри. Семейная жизнь или партнерство может быть обузой и отвлечением от своих"важных дел", а их почему - то всегда много и нет конца этим заботам. Это человек крайностей — он может отдаться важной идее, но через некоторое время впасть в бессилие и потерять всякий смысл в том, что творит.

Он постоянно не удовлетворен. Стрессы переносятся им тяжело, пережив стресс, нужно заползти в свою норку и изрядно"подлатать свою шубку".

Мур Б., Файн Б. Психоаналитические термины и понятия

Забыв себя, тебя я не лишусь. Гердер Обратимся теперь ко второй основной форме страха, связанной с существованием единства и целостности"Я" и глубинным переживанием утраты безопасности. Мы определяем это качество как стремление к самоотдаче и расширению своего духовного содержания.

Формы страха. Фриц Риман выделил попарно четыре основные формы страха: шизоидный — депрессивный и истероидный.

Читать б Психодинамические движущие силы внутреннего мира Исходя из этой точки зрения, Фэйрберн переработал теорию психозов и психоневрозов. Согласно ортодоксальному подходу Фрейда—Абрахама, эти болезни вызваны задержками либидинального развития в точках фиксации в первые пять лет жизни: Фэйрберн предложил совершенно иной подход, основанный не на природе либидинальных импульсов, а на природе взаимоотношений с внутренними плохими объектами.

Принимая теорию депрессивной позиции Мелани Кляйн, он утверждал, что шизоидное и депрессивное состояния являются двумя фундаментальными типами реакции на интернализованные плохие объектные отношения, двумя базисными, основными опасностями, которых следует избегать, и что они порождаются трудностями, переживаемыми в объектных отношениях на оральной стадии абсолютной инфантильной зависимости.

Он рассматривает паранойю, обсессии, истерию и фобии в качестве четырех различных защитных способов совладания с интернализованными плохими объектами, чтобы предотвратить возврат в депрессивное или шизоидное состояние психики. Это делает понятным тот факт, что пациенты, в действительности, все время повторяют параноидальные, обсессивные, истерические и фобические реакции, даже если у того или иного пациента преимущественно используется какой-то один из этих способов защиты.

Психоневрозы являются, в своей основе, защитой против интернализованных плохих объектных ситуаций, которые в противном случае вызвали бы депрессивное или шизоидное состояние; хотя эти ситуации обычно реактивируются вследствие плохой внешней ситуации. Поэтому в лечении требуется помочь пациенту порвать с этими неудовлетворительными способами защиты, которые никогда не приводят к решению проблемы, а также помочь пациенту набраться храбрости для понимания, что скрывается за этой борьбой с интернализованными плохими объектами; другими словами, пойти на риск возврата в базисные плохие объектные ситуации, в которых, как чувствуют пациенты, они впадают в ту или иную из двух первичных психических опасностей: Естественно, депрессивное и шизоидное состояния постоянно развиваются в сознании с различной степенью тяжести, несмотря на защиты эго.

Когда вы хотите любви от человека, который не дает ее вам и поэтому становится для вас плохим объектом, вы можете реагировать одним из двух или сразу двумя способами. Вы можете преисполниться ярости в связи с данной фрустрацией и предпринять агрессивные нападки на плохой объект, чтобы принудить его стать хорошим и перестать вас фрустрировать — подобно маленькому ребенку, который не может получить от матери то, что он хочет, вскипает от гнева и бросается на нее с кулачками.

Такова проблема ненависти, или рассерженной любви. Она вызывает агрессию к враждебному, отвергающему, активно отказывающему плохому объекту.

Заметки о некоторых шизоидных механизмах1

У хорошо обученного и тренированного аналитика рабочее Я достигает значительной степени развития и независимости, что позволяет ему справляться со всеми превратностями психоаналитической ситуации. Понятие рабочего Я имеет эвристическое значение при анализе деятельности каждого аналитика — его психологии, развития, мотиваций,индивидуальных качеств и стиля работы, о также особенностей его автономных аналитических качеств. Последнее понятие не включает умения, приобретенные анализируемым человеком, хотя в определенной степени пациент пытается идентифицировать себя с некоторыми сторонами действующего рабочего Я аналитика.

Основными функциями рабочего Я являются: Наконец, рабочее Я действует в рамках терапевтического альянса, инициируя и способствуя распознанию и проработке переноса и сопротивления.

Депрессивные личности реагируют на кризис в партнерских отношениях паникой, глубокой депрессией; страх иногда приводит их к шантажированию .

Сила тяжести поддерживает целостность мира, стремясь вовнутрь, к его собственному центру, и удерживая его от распада. Центробежная сила направлена наружу, то есть побуждает к расширению и непрерывному движению вперед. Эти силы, также оказывают влияние и на человека, как жителя Земли и частички Солнечной системы. Сила тяжести на психическом уровне соответствует нашему стремлению к постоянству и устойчивости, чувству стабильности. А центробежная сила постоянно заставляет нас двигаться вперед, к изменениям и переменам, новым открытиям и достижениям, расставаться с достигнутым, чтобы пережить неизведанное.

В связи с этим мы постоянно вынуждены преодолевать страх как перед неизбежными изменениями, страх нового, так и перед неизбежной необходимостью, стабильностью.

Страх и любовь шизоидной личности

Когда вы хотите любви от человека, который не дает ее вам и поэтому становится для вас плохим объектом, вы можете реагировать одним из двух или сразу двумя способами. Вы можете преисполниться ярости в связи с данной фрустрацией и предпринять агрессивные нападки на плохой объект, чтобы принудить его стать хорошим и перестать вас фрустрировать — подобно маленькому ребенку, который не может получить от матери то, что он хочет, вскипает от гнева и бросается на нее с кулачками.

Такова проблема ненависти, или рассерженной любви. Она вызывает агрессию к враждебному, отвергающему, активно отказывающему плохому объекту. Она ведет к депрессии, ибо возбуждает страх, что твоя ненависть разрушит того самого человека, которого ты любишь и в котором нуждаешься, страх, который перерастает в вину.

У русских и украинских женщин страх одиночества страх занимает Если девочку воспитывала холодная мать (нарциссически депрессивный типы её или отец не уделял внимания (шизоидны личности, алкоголизм.

Что мы знаем о страхе? Сущность страха Страх — это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Следовательно, для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

Человеческое подсознание, сформированное и воспитанное еще в каменном веке в суровых условиях борьбы за существование, не любит рисковать. Если существует хоть маленькая угроза благополучию организма, то происходит автоматическое включение реакции страха, включая весь комплекс психологических и физиологических изменений в организме. Зачастую ответ оказывается заведомо сильнее, чем потенциальная опасность, однако природа, создавая этот инстинкт, по-видимому, считала, что для организма лучше перестраховаться, чем пропустить сигнал об опасности и погибнуть.

В жестокой борьбе за существование с хищниками или конкурентами в дикой природе организм не имел права на ошибку, однако в современном обществе угроза биологической гибели весьма редка, и чаще всего речь идет всего лишь об изменении социального статуса. Человеческое сознание идентифицирует тревожную информацию как опасную и запускает совершенно не соответствующую ей по силе и поэтому гипертрофированную реакцию тревоги или страха, которая приносит больший вред, чем причина, ее вызвавшая.

Когда страх охватывает человека, который не способен с ним совладать, поскольку не постигает ни его смысла, ни его побудительного характера, мы попадаем в сферу, по причине этой неразрешимости заслуживающую названия патологической. Страх — неотъемлемая принадлежность нашей жизни, естественная реакция на непосильные для нас впечатления, проблемы и требования.

Враждебное отношение к нему, стремление во что бы то ни стало избежать его в конце концов вырабатывают ненависть к себе и к миру. Если мы не стараемся примириться со страхом, то есть не ищем внутренний путь, который поможет нам продуктивно интегрировать его положительные стороны в планирование нашей жизни, то начинаем блуждать по кривым дорогам отрицания и вытеснения, асоциального поведения, одиночества, интеллектуального высокомерия и попадаемся на обманчивые рецепты борьбы с ним.

Шизоидный страх или спасая свою жизнь

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда. Психотерапия шизоидного характера Можно интуитивно предположить , что , в соответствии со своей склонностью к уходу , шизоидные люди будут избегать такого интимного вмешательства как психотерапия и психоанализ. На самом же деле , если к ним подходить с пониманием и уважением , они оказываются в процессе психотерапии достаточно понимающими и сотрудничающими пациентами.

Дисциплина психотерапевта , в смысле следования" повестке дня" самого пациента , и безопасная дистанция , создаваемая присущими психотерапии границами ограничение времени , свободные ассоциации , этические запреты против социальных или сексуальных отношений с клиентом и т.

Фриц Риман (нем. Fritz Riemann; 15 сентября , Хемниц — 24 августа ) Помимо своей главной работы «Основные формы страха», Риман в сторону одного из этих страхов: депрессивный (страх формирования самого воспринимающегося как изоляция и одиночество); — шизоидный ( страх.

Татьяна Головина Психология - 26 июня в Эта статья посвящена не той версии шизоидного расстройства личности, которая приведена в описательной психиатрической таксономии такой как . Здесь я ссылаюсь на более практическое, феноменологически направленное, психоаналитическое понимание шизоидной личности, так как меня всегда интересовало исследование индивидуальных различий больше, чем в спор о том, что является патологией, а что нет. И, как справедливо для других областей, если человек заметил что-то однажды, он начинает видеть это везде.

Постепенно я поняла, что люди с шизоидной динамикой встречаются чаще, чем принято думать, и что среди них существует большой градиент психического и эмоционального здоровья: Поскольку нешизоидные наблюдатели склонны приписывать патологию людям, являющимся большими затворниками и эксцентриками чем они сами, вполне реалистичен страх шизоида оказаться пристально изученным и изобличённым как ненормальный или не совсем нормальный.

Кроме того, некоторые шизоиды обеспокоены собственной нормальностью независимо от того, теряли они её на самом деле или нет. Страх оказаться в категории психотиков может быть проекцией убеждения в невыносимости их внутреннего опыта, который настолько частный, неузнаваемый и не отзеркаленный другими, что им кажется, их изолированность равняется сумасшествию. Очень многие непрофессионалы считают шизоидных людей странными и непостижимыми. Вдобавок к этому даже специалисты в области психического здоровья могут приравнивать шизоидность к психической примитивности, а примитивность к ненормальности.

Развитие в психоанализе

Кляйн полагает, что неудача проработки этой ситуации впоследствии делает ребенка неспособным решать проблемы депрессивной позиции, так что он может регрессировать к более ранней стадии в качестве защиты против боли депрессии. Защита от связанных с ними опасностей, однако, совершенно различна. Параноидальный индивид сталкивается лицом к лицу с физическим преследованием как, например, в сновидениях он подвергается нападкам со стороны смертельно опасных фигур , а депрессивный индивид сталкивается лицом к лицу с моральным преследованием как, например, в чувстве того, что он окружен обвиняющими глазами и указывающими пальцами , так что Кляйн считает обе позиции как устанавливающие первичную форму тревоги.

В действительности, большинство индивидов предпочитает либо смотреть в лицо депрессивной тревоге вина , либо тревоге преследования страх абсолютно плохого преследующего объекта , либо колебаться между депрессивной и параноидальной позициями, нежели смотреть в лицо экстремальной шизоидной утрате всего, как объектов, так и эго. Как тревога преследования, так и депрессивная тревога являются переживаниями объектных отношений, в то время как шизоидная позиция аннулирует объектные связи в попытке убежать от тревог всех типов.

Естественно, депрессивное и шизоидное состояния постоянно развиваются в . Отношение шизоида к внешним объектам (потребность и страх.

Глава из книги Н. С позиций архетипического подхода и теорий развития: Именно через уязвимость шизоидного характера, с его архетипическим основанием, мы можем обратиться к глубинным исцеляющим и творческим энергиям и пробудить процесс индивидуации. Девочка со спичками Было невероятно холодно, шел снег, сгущались сумерки. В холоде и темноте брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая… Девочка шла босиком по улице.

Ее ножки распухли и покраснели от стужи. В руке она держала маленькую коробочку спичек, а в кармане ее передника лежало еще несколько коробочек. За весь день она не продала ни одной спички, и никто не подал ей ни гроша. Замерзшая и голодная брела она по городу; совсем измучилась, бедняжка! Девочка заглядывает в окна деревенских домов, где в тепле отмечают семейные праздники.

Страх самоотдачи и зависимости или шизоид по Фрицу Риману